Не так давно у Татьяны Григоренко был пост на тему ценообразования, который вдохновил меня перейти к действительно почасовой оплате. Я поняла, как ее формализовать и надеюсь, что это будет понятно и удобно моим клиентам.
Дело в том, что моя унаследованная ценовая политика являлась лишь формально почасовой. Для большинства услуг (таких как план или портфель) был минимальный порог, который я редко повышала. Трудозатраты при этом могли быть меньше или больше, а могли быть много больше. Клиенты разные, ситуации у них соответственно тоже разные. Электронных писем, звонков, встреч могло быть от нескольких штук до полутора сотен (пока рекорд общения по электронной почте).
Но писать об этом я не собиралась до одного разговора. Суть которого сводилась к тому, что консультант оказал один раз услугу оценив свои трудозатраты в N-часов и при повторном обращении этого же самого клиента не может поставить меньше часов (хотя их фактически стало меньше), чтобы «не обесценить свои услуги».
Спорить я не стала – вспомнила пост Татьяны и решила написать свой о том же.
Цены все-таки должны быть честные, если определена стоимость часа, то не нужно ее искусственно повышать количеством часов. Я максималист – я бы даже сказала, что подобное плохо для отрасли. Финансовые советники только появляются и клиенту кроме как довериться консультанту, ничего не остается. На мой взгляд, важно сохранить это доверие. Я не парюсь, если клиент мне заплатил небольшую цену, гораздо важнее для меня насколько ценны ему были мои услуги.
Есть несколько моментов, за которые я не беру денег
- свое обучение: продукты постоянно обновляются, появляются новые инструменты, меняется налоговое законодательство и пр. Иногда выясняется в ходе работы и времени уходит больше – за это клиент не платит.
- эффективность: бывает, что я работаю по вдохновению — за мои мысленные блуждания клиент не платит.
- дорога: я не тарифицирую дорогу к клиентам и встречаюсь в удобных для них местах. Это моя плата за свою работу в домашних комфортных условиях. При этом час очной консультации у меня дороже, чем дистанционной. Не потому, что личное общение дороже, дистанционное — дешевле. По сути это скидка, за то, что я не могу пообщаться с клиентом лично. Вы, наверное, часто сталкиваетесь с выхолощенными, без эмоций электронными письмами. И я тоже. Неформальную информацию, часто прямо не относящуюся к делу гораздо проще получить на личной встрече (иногда годами выясняется информация у удаленного клиента, которая могла бы повлиять на мое видение ситуации). Именно поэтому удаленным клиентам – скидка.
Бывают еще разовые индивидуальные ситуации, которые попадают в мое понимание честной цены.
На этих принципах базируется моя ценовая политика.